Преодолеваем трудности при обучении чтению

Преодолеваем трудности при обучении чтению

Специалисты в вопросах обучения чтению детей с различными нарушениями и учеников с особыми образовательными потребностями составили список из десяти советов и идей для родителей, искренне желающих видеть растущую уверенность своих детей и результаты обучения чтению.

При этом родителям важно понимать, что их дети могут и обязательно научатся читать, что у них есть не только слабые, но и сильные стороны. Важно знать, как правильно готовить своих детей справляться с их особенностями, чтобы они обрели уверенность в себе и смело смотрели в будущее, в котором они осознают не только свои ограничения, но и способности, и смогут отстаивать собственный уникальный стиль обучения.

1. Обращайте внимание на успехи вашего ребенка

«Мой ребенок не умеет читать!», – говорит мать учителю в присутствии сына.

У всех детей есть определенные достоинства и способности. Возможно, ребенок умеет красиво рисовать или обладает удивительно богатым словарным запасом. Возможно, у него хорошо развито умение внимательно слушать.

Часто родители бывают настолько озабочены тем, что их дети испытывают трудности при обучении чтению, что забывают о том, какую работу они умеют делать хорошо. Учителя тоже грешат этим. Если ваш ребенок артистичен, используйте его талант как способ продемонстрировать понимание рассказа, который вы ему читаете вслух. Пусть он нарисует картину, отображающую сюжет или главного героя. Тот факт, что ваш ребенок физически не умеет расшифровывать слова и/или не может написать ответ на вопрос о понимании прочитанного материала, не означает, что вы не можете помочь ему обрести устное понимание прочитанного на более высоком уровне или должны пренебрегать достоинствами и способностями своего ребенка. Помогая ребенку использовать его сильные стороны, вы повышаете его уверенность в себе и демонстрируете свое понимание того, что он обладает другими замечательными способностями.

2. Радуйтесь каждому успеху ребенка

«Мама, можно мне мороженое?». «Нет, нельзя, пока в твоем дневнике будут такие оценки», – говорит мама не без отчаяния.

Радуйтесь успехам ребенка, говорите ему «молодец» и давайте «пять». Отмечайте каждый его успех. Не полагайтесь на дневник или табель, чтобы судить о прогрессе вашего маленького ученика. Радуйтесь даже тому, что он смог правильно прочитать одно единственное слово. Примите уровень чтения ребенка таким, какой он есть, и радуйтесь его успехам в соответствии с этим уровнем. Если ваш ребенок только начинает или еще вовсе не умеет читать, отмечайте его успехи при расшифровывании слова «да» или то, как он воспользовался картинкой в книжке, чтобы понять неизвестное слово. Если ребенок начинает читать бегло, радуйтесь, когда он сам исправляет свою ошибку. Важно как можно чаще хвалить ребенка, тем самым демонстрируя ему, что вы замечаете его прогресс и то, что он уже умеет делать хорошо. Ваша ободряющая улыбка и слово «молодец» помогут ребенку справиться даже с самым сложным текстом. Донимать ученика по поводу оценок в дневнике – не самый удачный способ развить его уверенность в себе. Дети, испытывающие трудности при обучении чтению, должны знать не только о своих ошибках, но и о том, что они делают правильно.

3. Будьте честны с собой – устанавливайте реалистичные цели

«Я хочу, чтобы мой ребенок достиг более высокого уровня».

Ваше желание, чтобы ребенок читал на высоком уровне, очевидно, не может исполниться в одночасье. Родителям важно быть честными с самими собой и своим ребенком в вопросе о его прогрессе в обучении чтению.

Устанавливайте цели. Самый простой способ пройти долгий и тернистый путь к умению читать на высоком уровне – установить несколько краткосрочных конкретных и понятных целей. Такой целью может стать успешный переход ребенка всего на один уровень выше. В домашних условиях вашей целью может стать просто ежедневное чтение. Например, вы можете предложить ребенку прочитывать в месяц определенное количество адаптированных к его уровню книг (адаптированные книги – те, которые ребенок может читать самостоятельно или только с небольшой помощью), или вашей целью может быть прочтение интересной сюжетной книги вместе с ребенком. Ведите подсчет и отмечайте каждую прочитанную книгу или главу, соответственно, пока не достигнете своей цели. Помните: важно устанавливать достижимые цели для себя и своего ученика, которые будут положительно влиять на его умении читать.

Самостоятельное чтение адаптированных книг дома или совместное чтение тематических книг – великолепная тренировка навыков чтения, которую специалисты рекомендуют всем ученикам. В действительности цель позволяет ребенку увидеть, что он способен достигать результатов и быть успешным. Достижение установленных целей дает ребенку возможность развивать в себе сильные стороны.

4. Не позволяйте плохому правописанию остановить вашего ребенка на пути к обучению чтению

«Он получает двойки по каждой самостоятельной работе по правописанию. Он не может ни одного слова написать правильно!», — говорит взволнованная мама.

Эти слова можно услышать от почти каждого родителя учеников с особыми образовательными потребностями. Если у вашего ребенка есть проблемы с обучаемостью, ему может быть сложно правильно писать слова по буквам или запоминать правописание слов. Но вот в чем секрет: это нормально. Учите своего ребенка справляться с ситуацией. Даже если он не может правильно написать или произнести слово по буквам, ему все равно необходимо выражать свои мысли. Не позволяйте плохой орфографии сделать ребенка немым. Используйте словарь, контроль правописания или программное обеспечение по орфографии. Попросите ребенка составить свой собственный словарь, который будет помогать ему при письме. Поговорите с его учителем. Ищите технические средства или другие стратегии, которые помогут ребенку достичь успехов в правописании. Существует множество различных методов, но на их поиск требуется время, которого вам может не хватить, если вы будете постоянно жаловаться на то, что ребенок не умеет правильно писать.

5. Рассказывайте ребенку, с какими трудностями сталкивались вы в его возрасте

«Мой ребенок не хочет читать дома».

Когда задание сложное и не дается легко, человек склонен избегать его выполнения. Вот почему ваш малыш не хочет читать дома. Что заставляет детей, испытывающих проблемы с обучением чтению, еще больше тревожиться из-за чтения, так это давление учиться читать, которое они испытывают в школе и дома. (Это еще одна причина, почему так важно устанавливать реалистичные цели и радоваться каждому маленькому успеху ребенка.) Рассказывайте ребенку о том, в чем вы сами не добились успеха. Признание того факта, что у вас тоже есть определенные проблемы, может поддержать и помочь ребенку понять, что у всех людей есть свои сильные и слабые стороны. Например, у вас может быть слабая зрительно-моторная координация, вам сложно ловить и метко бросать предметы. Возможно, вы не очень хороший спортсмен. Тем не менее вы всегда пробуете заниматься спортом (например, пляжным волейболом во время семейного отпуска) и стараетесь, несмотря на частые неудачи. В этом и заключается мораль. Дети должны пробовать те занятия, в которых они не сильны, и знать, что у вас тоже есть свои слабости.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.