Исследования мозга, проведенные в последние годы, подтвердили удивительный факт: человек может развивать свой потенциал на протяжении своей жизни. Иными словами, способности не даются человеку от рождения. Не все зависит от генов: важную роль в развитии способностей играет воспитание.
Пластичность мозга, или нейропластичность, – это способность мозга менять свою структуру и функции в соответствии с изменениями в организме и окружающей среде.
В книге «Мозг, исцеляющий себя» известный американский психиатр и психоаналитик Норман Дойдж рассказывает об исследованиях в области нейропластичности, приводя истории людей, которые смогли изменить свою жизнь. В книге описываются реальные истории людей, перенесших инсульт и заново научившихся говорить и двигаться. Эта книга полностью меняет наши взгляды на мозг, его устройство и потенциал.
Мозг, исцеляющий себя
Генетическая предрасположенность, которую мы наследуем от родителей, ограничивает нас при рождении. Однако способность нашего мозга развиваться безгранична. Его клетки постоянно обновляются и, чтобы его развивать, мы должны его стимулировать.
Нейропластичность дает возможность человеку реализовать свой потенциал, заложенный при рождении. Гении – это не кто иные, как люди, реализовавшие свой потенциал. У Моцарта, Эйнштейна и да Винчи были врожденный потенциал и условия для его реализации. У всех гениев начало жизни одинаково: у них были родители, способствующие развитию их талантов, а также правильные условия, которые помогли этим людям стать тем, кем они стали.
Как развить таланты ребенка
Все дети рождаются с тремя врожденными способностями, дающими им возможность стать гением: способность мыслить, учиться и развивать свой индивидуальный способ мышления и обучения.
Рассмотрим несколько советов о том, как помочь ребенку развить его врожденный потенциал.
1. Не тратьте время ребенка впустую. Главные факторы, которые крадут время ребенка, – бессмысленные телепрограммы, видеоигры и Интернет. Не давайте ребенку безграничный доступ к телевизору, но и не запрещайте его смотреть. Выбирайте для ребенка программы, исходя из их образовательной ценности. Такому же принципу следуйте и при выборе для ребенка Интернет-контента. Сам по себе Интернет не хороший и не плохой.
2. Скука – это предупреждающий сигнал. Если ребенок говорит, что ему скучно в школе или дома, это признак того, что его творческие и умственные способности не задействованы в полной мере. Выясните, что вызывает у ребенка скуку. Поговорите с учителем и спросите, можно ли давать ребенку более сложные задания. Предоставьте ребенку возможность проявлять его творческие способности дома.
3. Поощряйте ребенка задавать вопросы. Дети рождаются от природы любопытными. Они постоянно задают вопросы. Если родители и учителя дают возможность ребенку развить свое любопытство и способность мыслить, он сможет обучаться лучше и быстрее. Никогда не убивайте в ребенке любопытство.
4. Позвольте детям исследовать окружающий мир. Предоставьте им достаточно свободы. Детям, которых слишком опекают родители, не хватает стимуляции мозга. Таким образом, ребенок не имеет возможности развиваться.
5. Покажите ребенку разные возможности для решения проблем. Жизненные трудности возникают постоянно. Начните с проблем, с которыми ребенок сталкивается в жизни: как безопасно ездить на велосипеде, как защитить себя от школьных хулиганов и т. д. Поощряйте ребенка самостоятельно находить решение проблем, но при необходимости предлагайте свою помощь.
6. Научите ребенка устанавливать взаимосвязь между предметами. Загадки и логические игры помогают ребенку осознавать отношения между вещами. Играйте с ребенком в такие игры, загадывайте ему загадки, так как эти занятия развивают его способность к латеральному мышлению. Также хорошо помогает развить нестандартное мышление ребенка такое занятие, как складывание пазлов.
7. Физические упражнения повышают пластичность мозга. Исследование итальянских нейробиологов показало, что физические упражнения повышают нейропластичность мозга. Физическая активность полезна не только для взрослых, страдающих от избыточного веса. Дети, которые мало двигаются и много сидят перед экранами телевизоров и компьютеров, вряд ли смогут развить свои познавательные и социальные навыки на 100 %.
8. Приучите ребенка читать. Практически все родители знают, что чтение полезно, но мало кто предпринимает конкретные шаги, чтобы приучить к этому ребенка. Важно, чтобы родители читали ребенку, пока он сам не научился. Окружите ребенка множеством интересных книг. Ежедневно отводите время на чтение всей семьей. Есть много хороших книг для детей, поэтому дайте ребенку возможность их прочесть.
9. Следите за успеваемостью ребенка в школе. Исследования подтверждают, что успеваемость детей в школе во многом зависит от ожиданий родителей. Пусть ваш ребенок всегда знает, что вы ждете от него высоких оценок.
10. Позаботьтесь об эмоциональной безопасности ребенка. Окружите его своими любовью и заботой. Дайте ему почувствовать безопасность и стабильность с ранних лет. Не подвергайте его большому количеству изменений (например, не меняйте слишком часто школы).
11. Предоставляйте ребенку возможности для развития. Водите его на разные мероприятия: выставки, концерты и т. д. Смотрите вместе с ним хорошие фильмы. Главное в этих занятиях – дать ребенку как можно больше полезной и интересной информации.
12. Прививайте ребенку правильные ценности. Мир не нуждается в злых гениях. Ум, направленный в неправильное русло, может нанести вред и самому ребенку, и окружающим. Позитивные ценности – любовь, уважение к окружающим, оптимизм, забота о слабых, общественная польза, честность и т. д. – следует прививать ребенку с раннего возраста.
13. Укрепляйте доверие ребенка. Хвалите ребенка за хорошие дела. Разрешайте ему исследовать окружающий мир. Вселите в него уверенность, что он может быть тем, кем хочет; делать то, что он хочет, со своей жизнью. Не ограничивайте его возможности.
В конечном счете, родители и их воспитание определяют будущее ребенка. Каждый ребенок уникален. Поэтому приведенные выше рекомендации нужно адаптировать в соответствии с потребностями ребенка.
Да, каждый ребенок может стать гением. Для этого нужно только предоставить ему правильную среду для развития, нужным образом мотивировать его и обеспечить правильное руководство.