О сериале и прототипе главного героя…
По сюжету сериала врач Лев Преображенский (Денис Шведов) живет идеей создать клинику пластической хирургии. Его коллега Игорь Зорин (Петр Скворцов) черпает вдохновение из западных журналов, где наука шагнула далеко вперед, обогнав СССР. Зорин — новатор, а Преображенский — консерватор. Режиссерами сериала стали Cергей Тарамаев и Любовь Львова.
— У доктора Преображенского есть реальный прототип, — рассказал режиссер Сергей Тарамаев. — Это легендарный пластический хирург Александр Шмелев, оперировавший многих звезд советского кино. Он и послужил собирательным образом главного героя. В одной из серий проходит актриса, которую сыграла Катя Волкова, она как бы является прототипом кинозвезды Любови Орловой. К слову, пластика (после деноминации 1961 года) стоила от 5 рублей, круговая подтяжка лица — от 7 рублей, так что была доступно всем советским женщинам. Хотя руководители страны тогда не могли понять — зачем советскому человеку-труженику нужна красота, он и так хорош своими умудренными морщинами и трудовыми мозолями.
Как использовались хирургические инструменты?
Помогал соблюдать достоверность консультант (в сериале ведь огромное количество операций) — хирург Андрей Жуманов. В свое время его педагоги много рассказывали ему о возникновении пластики в СССР. Мы вместе придумывали, как показать ту или иную операцию, чтобы это было не слишком физиологично, но давало нужные эмоции. И главное, чтобы инструменты и аппаратура соответствовали пластической хирургии той эпохи. Большинство из них уже раритет и выглядят, как приспособления для пыток. Для одной из сцен использовали страшный инструмент для снятия кожи. В кадре при помощи него пересаживали кожу с бедра на обожженное лицо мальчика.
О процессе операций…
Ради создания института красоты Преображенский пойдет на сделку с КГБ и, в какой-то степени, со своей совестью. Ему разрешают открыть экспериментальное отделение, но при условии, что там станут делать операции по изменению внешности, о которых не будет знать никто, кроме спецслужб. Это реальный факт. КГБ использовал труд таких новаторов в интересах государства. В то время анестезия была рассчитана примерно на два часа, поэтому несколько хирургов во время операций по изменению внешности делили тело на участки и делали работу параллельно. Может, такое нереально, но в кино всегда есть допуск вымыслу и фантазии. Для нас большая удача, что совпал дуэт Шведова и Скворцова. У Дениса было огромное количество текста со специфическими оборотами, связанные с различными инструментами, который он должен был произносить во время операций. И Шведов оказался на высоте, образом для подражания. Мы счастливы, что он сыграл Преображенского. Ведь были огромные пробы, длившиеся три месяца — материала по времени кастинга было отснято на 4 серии. В Денисе совпало все, что нам было надо — у него, как в человеке, есть харизма, много благородства, он мужественный и одновременно теплый, мягкий, сопереживающий. Хотя Шведов моложе Преображенского, ему нет и 40, а герой отмечает 45-летний юбилей в сериале, мы рады, что он сыграл этого героя.
Как выглядели хирурги в СССР?
Мы старались соблюдать достоверность эпохи 60-х во всем. Одежда хирургов, перчатки сделана по законам тех лет. Халаты мы шили специально того покроя и схожей фактуры, но уже из другого материала, чтобы они быстро не мялись и лучше смотрелись в кадре. Для главных героев изготовили наряды из тканей, максимально близких образцам нужной эпохи. А для массовки подбирали одежду на специальных складах. 60-е годы с точки зрения архитектуры практически вымерли или находятся в удручающем состоянии. Нас спас Зеленоград, там все строения намекают на ту эпоху.
О первых имплантах и конских волосах для зашивания ран…
— Даже в то время было много новаторских изобретений из подручных средств, — говорит режиссер Любовь Львова. — Сейчас используют специальные операционные нити, которые даже рассасываются сами по себе, а тогда применяли конский волос для тонких швов. Операционные нити тех лет — толстые, поэтому их невозможно было применять в пластической хирургии. Сказала бы, что у нас прослеживается тема американского сериала «Больница Никербокер», действие которого происходит в начале ХХ века, когда новаторы продвигали медицину совершенно нестандартными способами. Нам рассказывали любопытную история про первый имплант для женской груди, в него заливали масло — чуть ли не оливковое. «Ты еще и салат оливье начнешь готовить!», — говорит большой начальник Преображенскому в операционной.
Импланты были настолько несовершенны, что буквально взрывались в самолете при резкой смене давления, из них входила красноватая жидкость, но женщины оставались живыми. Хирурги-изобретатели такого казуса предвидеть не могли. В нашем сериале таких страшных сцен не будет. Кстати, в кадре появятся телефонные будки, автоматы с газировкой, киоски, автомобили тех лет. Интерьеры коммунальных квартир снимали на студии — в эстетике того времени — мебелью, занавесками и другой атрибутикой. И, естественно, с соседями, носящимися с горячими сковородками по коридору. Петя Скворцов за 2 недели до съемок пришел на пробы обритый наголо, в черных шортах и футболке — вылитый Мик Джаггер. Сделали пробы, начали снимать его в парике, но это выглядело вычурно. Волосы быстро подросли, пересняли первые пять съемочных дней уже без парика и работали так же до конца съемок.